Скатные крыши

Скатные крыши — крыши, уклон которых превышает 5°. Углы наклона скатов сказываются на водоотводе и снегосбросе, поэтому важно, чтобы на крыше не образовывалось снежных мешков, превращающихся при таянии в лед. Стропильная система создает необходимый уклон кровли и должна отвечать требованиям жесткости. Плоскости скатов, как правило, разворачивают под северные ветра (или ветра, преобладающие в данной местности). Скатные крыши бывают одно- и многоскатными.

Односкатная крыша — наиболее простая разновидность скатной крыши. Односкатная крыша опирается своей несущей конструкцией на наружные стены, находящиеся на разных уровнях. Односкатные крыши применяются, чаще всего, при строительстве веранд и террас, хозяйственных построек, складских помещений, пристроек к основному дому, навесов. Односкатную крышу можно назвать бесчердачной, так как максимум того, что можно «разместить» под односкатной крышей — антресоли в подкрышном пространстве. Иногда односкатные крыши используются для жилых домов, например, в тех случаях, когда по градостроительным правилам запрещен сброс снега и водоотвод на проезжую часть. Скат односкатной крыши обычно обращают к наветренной стороне.

Многоскатные крыши различают по количеству скатов, взаимному расположению и их форме. Самая распространённая конструкция — двускатная крыша. Иногда она называется щипцовой. Двухскатные крыши состоят из двух наклонных плоскостей и фронтонов с противоположных сторон. Уклоны скатов могут быть как равномерными, так и неравномерными (иногда строители старшего поколения называют такие крыши крышами с равнозначным и неравнозначным уклонами). Два ската сопрягаются в верхней части крыши, образуя кровельный конек. В последнее время в моду входят безконьковые скатные крыши, при этом верхние точки скатов располагаются на разных уровнях. При этом и сам скат может состоять из двух и более частей в различных плоскостях. Щипцовая крыша состоит из двух скатов, направленных в противоположные стороны. Треугольные торцевые стены, образующиеся при такой конструкции, называют щипцами.

Многощипцовые крыши характерны для строений, имеющих сложный план. Такие крыши имеют большее количество внутренних углов — ендов и ребер — выступающие углов. И ендовы и углы многощипцовых крыш образуются пересечением скатов кровли. Например, над квадратным зданием она образуется в результате пересечения двухскатных крыш под прямым углом. Многощипцовые крыши внешне очень выразительны, позволяют перекрывать несколько помещений одноуровневой кровлей, но требуют высокой квалификации при выполнении кровельных работ.

Вальмовые крыши — четырехскатные: два трапециевидных ската, два других — треугольники (со стороны торцевых стен, эти треугольные скаты и называются вальмами). Вальмовая крыша, по сути, состоит из двускатной крыши, не полностью закрывающей площадь дома по длине, и двух вальм, закрывающих незакрытые площади строения. Вальмовые крыши были очень популярны в загородном строительстве в нашей стране последнем десятилетии 20 в., считалось, что такая крыша придает зданию более представительный вид. Четырехскатные крыши (а вальмовая крыша имеет именно четыре ската) конструктивно сложнее двускатных, поэтому существует упрощенный вариант вальмовой крыши — полувальмовая, «датская крыша». Вальма в этом случае занимает не полную высоту и имеет по линии уклона длину, меньшую чем основные скаты. Образующийся при этом небольшой фронтон дает возможность выполнить естественное освещение подкрышного пространства.

Шатровые крыши имеет скаты в виде равнобедренных треугольников, сходящихся в одной точке. Шатровая крыша симметрична. Шатровые крыши применяются для строений, имеющих в плане квадрат или равносторонний многоугольник. Такое конструктивное решение характерно для зданий небольшой площади

Мансардные крыши. При устройстве мансарды — жилого чердачного помещения, скаты часто возводятся с разным уклоном: нижние — более крутые, верхние — более пологие. Упрощенно можно сказать, что скат в этом случае состоит из двух частей, нижняя слегка отклонена от вертикальной плоскости — это почти стена, верхняя — слегка отклонена от вертикальной плоскости — это почти плоская крыша. Понятно, что такой тип крыши позволяет максимально эффективно использовать жилую площадь мансардного этажа. Мансардные крыши отнюдь не новое слово в жилищном строительстве загородных домов, еще в 70-е годы прошлого века дачники активно возводили такие крыши на своих садовых домиках, борясь за каждый сантиметр полезной площади. В садоводческих товариществах уже тогда родилось яркое определение — «ломанная крыша». Действительно, при взгляде с фронтона скаты кажутся изломанными под острым углом.

Купольные, конические и сводчатые крыши применяются для перекрытия зданий круговых очертаний. Напоминают по форме сферический купол, плоский или острый конус. Купольные, конические и сводчатые крыши широко применялись, например, при строительстве храмов различных религий. При создании больших освещенных внутренних объемов здания необходимо решать вопросы покрытия больших пролетов. Материалы, используемые, начиная с древнего времени для балок — дерево и камень — не могли нести требуемые нагрузки. Внутренние опоры мешали реализации архитектурной идее здания. Конструкции в виде арок и куполов идеально подходили под имеющийся в распоряжении материал — камень. В арках и куполах камень работает только на сжатие, что позволяет перекрывать камнем большие пролеты и кирпичные своды. Интересно, что арочное строение куполов из кирпичей или каменных блоков всегда имело одну общую деталь — число кирпичей или камней в своде (если смотреть в разрезе) всегда было нечетным. Симметричный относительно вертикальной оси, проходящей через самую высокую точку купола — будет непрочным без «замыкающего» камня. Этот самый верхний камень выполнял роль клина. После возведения каменной (или кирпичной) арки в опалубке вбиванием последнего кирпича (камня) в арке создавалось напряжение сжатия и она уже держалось сама. Форма этого камня напоминала клин, чтобы расклинивал и поднимал этим арку. Вот он, знаменитый «краеугольный камень», ставший неким образом, символом в мировой литературе, искусстве, живописи и так прославленный в модном романе Дэна Брауна и фильме Рона Ховарда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *