Представим себе две ситуации с одинаковым началом, но разным финалом.
Вариант первый. Владелец коттеджа после напряженного трудового дня возвращается домой. Мечтая о тех радостях, которые сулит уютный вечер у домашнего камина, он все сильнее жмет на педаль газа… И на въезде в поселок… упирается в футуристическое сооружение из ржавых труб с противовесом в виде привязанного проволокой бетонного блока. Это чудовище по какой-то непонятной ошибке называют у них шлагбаумом. Что дальше? Увы, водитель вынужден вылезать из теплого салона машины под мелкий осенний дождичек в промозглый осенний вечер и, «жизнерадостно» чавкая ботинками по мокрой глине, поднимать это «чудо техники». А потом, проехав, снова возвращаться в машину и еще раз проделывать те же манипуляции, но уже в обратном порядке. Причем эти же процедуры, скорее всего, придется повторить еще дважды: открыть ворота на свой участок, а потом – открыть ворота гаража. В итоге – испорченное настроение, мокрые ботинки и брюки, грязь в машине, насморк и прочие неприятности…
Но существует и второй вариант. Владелец подъезжает к коттеджному поселку и, еще не доехав до шлагбаума (или ворот), нажимает на одну из кнопок радиобрелока, вставленного в специальный кармашек на панели приборов. Шлагбаум услужливо поднимает стрелу (или массивные стальные ворота предупредительно откатываются в сторону). Практически не снижая скорости, автомобиль проезжает дальше, а ворота закрываются самостоятельно. Подкатывая к своему участку, владелец нажимает вторую кнопку, и красивые чугунные ворота гостеприимно распахиваются. Нажав третью кнопку на брелоке, владелец «заставляет» гаражные ворота пропустить машину внутрь и спокойно выходит из нее в теплое, сухое и светлое помещение гаража. Причем не надо ничего закрывать – все само закроется и запрется. Остается только надеть любимый халат и уютно расположиться у камина с рюмочкой ароматного коньяка. Не правда ли – приятная перспектива? А ведь на деле – все просто: шлагбаум и ворота открываются электроприводами, управляемыми «умной» электроникой.
Вот и давайте рассмотрим более подробно, что же сегодня есть на рынке систем управления автотранспортом и гаражной автоматики.
Шлагбаумы
Говоря о шлагбаумах, прежде всего в нашем случае надо иметь в виду автоматические дорожные шлагбаумы с электроприводом. На отечественном рынке имеется целая гамма устройств этого класса для разнообразного применения.
Для российских условий лучше использовать шлагбаумы с электромеханическим приводом – это обеспечивает повышенную устойчивость к отрицательным температурам (в сравнении с электрогидравлическими аналогами).
На отечественном рынке наиболее известны cледующие компании, производящие шлагбаумы: NICE, САМЕ, ISEO, FAAC, NOVOTECNICA, MAGNETIC, MARANTEC и другие.
Въездные ворота
Более серьезной преградой на въезде являются ворота. Их применение оправдано, как правило, там, где машины проезжают не слишком часто (территория самого коттеджа, гараж) или если необходима преграда посерьезнее шлагбаума.
Чтобы управлять воротами, на них ставят электроприводы. Современные приводы ворот можно устанавливать на самые разные ворота, их подразделяют на несколько категорий.
По назначению:
• для частного применения;
• для промышленного применения (высокая нагрузка).
По способу установки:
• для наружной установки;
• для скрытой установки.
По механизму привода:
• электромеханический привод (электромеханический редуктор);
• электрогидравлический привод.
Здесь надо подчеркнуть, что в принципе можно установить привод даже на древние чугунные ворота (приводы скрытой установки), не нарушая их естественного облика и дизайна.
По способу открывания ворот и их типу:
• приводы для распашных ворот;
• приводы для сдвижных ворот;
• приводы для гаражных ворот (подъемно-поворотные и секционные).
Приводы для распашных ворот
Приводы распашных ворот большинства компаний можно разделить на два основных типа: скрытой и наружной установки. Для наружной установки используются линейные или рычажные приводы.
Линейные приводы – наиболее распространенный тип. Они могут быть электромеханическими – электромотор с механической червячной передачей – или электрогидравлическими – электромотор с гидроцилиндром. В большинстве фирм есть в продаже разные модификации приводов, поэтому можно подобрать их в соответствии с весом ворот, с их длиной, со скоростью работы и интенсивностью нагрузки.
Рычажные приводы имеют компановочную схему, аналогичную электромеханическим доводчикам. За счет этого существенно уменьшаются габариты привода и есть возможность установить такой привод на ворота со сложной архитектурой (наличие опорных колонн, складные ворота и пр.) или на небольшие калитки.
Кроме того, существуют специальные приводы для распашных ворот скрытого монтажа. Скрытый крепеж «в пол» позволяет использовать их для автоматизации художественных (кованых) и старинных распашных ворот без ущерба для их внешнего вида и общего дизайна.
Приводы для сдвижных ворот
Этот тип приводов чаще всего используют на промышленных объектах или в крупных коттеджных поселках, где нужна безопасность более существенная, чем можно обеспечить с помощью распашных ворот. Приводы для сдвижных ворот представляют собой электромотор с шестерней, передающей усилие на ворота через зубчатую рейку (закрепленную на них). Сами ворота могут консольно вывешиваться или опираются на направляющие рельсы (нижний или верхний). Получается маленький «электровозик» в виде мощной и жесткой конструкции.
Их основные достоинства – высокая степень защиты и безопасности, причем движение створки происходит вдоль ограды. То есть, в отличие от распашных ворот, не нужно отдавать кусок участка под громоздкие ворота. В ассортименте большинства компаний есть приводы для сдвижных ворот до 600 кг и до 2500 кг. Кстати, в описанном примере номер два (помните, в начале статьи) на въезде в коттеджный поселок мы «поставили» именно такие ворота.
Приводы для гаражных ворот
В коттеджном строительстве, как правило, применяют два типа гаражных ворот:
Подъемно-поворотные (односекционные) – представляют собой единую жесткую секцию, приводимую в движение электромотором с использованием системы рычагов и/или противовесов. Секция поворачивается параллельно земле и сдвигается вверх под потолок гаража.
Многосекционные – несколько секций, связанных между собой шарнирными соединениями и сдвигающихся по направляющим под потолок или на боковую стену гаража.
И тот, и другой варианты имеют свои преимущества и недостатки. Например, односекционные ворота можно сделать достаточно массивными без подвижных соединений в самом полотне ворот, а значит – более устойчивыми к взлому. С другой стороны, многосекционные ворота занимают меньше места и выглядят более эстетично и современно. Но самое главное их преимущество – они открываются вертикально вверх, а это оптимальный вариант для небольших гаражей. То есть многосекционные ворота дают больше свободного пространства перед въездом в гараж, а следовательно – и большую безопасность въезда и выезда.
Из чего они сделаны? При желании можно установить стальные, алюминиевые, деревянные секционные ворота, стальные пластинчатые ворота со слоем утеплителя, гофрированные, с обработкой «под дерево», отштампованные. Заказчик может купить только привод гаражных ворот (фирмы NICE, CAME, ISEO, NOVOTECNICA, MARANTEC и др.), а сами ворота изготовить по специальному заказу (с учетом требований приводов и их мощностей). Можно также заказать весь комплекс в целом – к примеру, привод и ворота фирмы «ХЁРМАНН» или «ТЕКЛА».
Ворота THERMOLINE можно поставить в любой комплектации в зависимости от желания клиента и технических требований объекта, где производится установка ворот.
Подъемные цепи или подъемные барьеры
В тех местах, где необходима достаточно серьезная преграда на въезде/ выезде, но нет возможности установить ворота, можно применить автоматические подъемные цепи или подъемные барьеры.
Автоматические подъемные цепи представляют собой две мощные тумбы с электромотором и натягивающейся между ними цепью. В сложенном состоянии цепь опускается в специальный желоб между тумбами, что позволяет проехать автомобилю. Цепь состоит из двух частей, соединенных мощным замком, то есть ее можно легко убрать, например, в случае аварии или отключения питания. Наиболее известны в России цепи компании CAME.
Еще один вариант – автоматические противоштурмовые барьеры: складывающиеся «в пол» электрогидравлические подъемные секции высотой от 35 до 65 см разной ширины.
Как всем этим управлять?
Для этого существует «умная» электроника. Посмотрим, какой выбор управляющих «заклинаний» есть у хозяина.
Способы управления:
• дистанционное управление по радиоканалу (радиобрелок с фиксированным или «плавающим» кодом);
• дистанционное управление с выносной или переносной (для NICE) клавиатуры;
• управление c выносного ключевого устройства или простой кнопки;
• управление внешней Системой Управления Доступом (СУД) – радиочастотные PROX-метки, PROX-карты, инфракрасные брелоки, магнитные карты, электронные ключи и другие идентификаторы.
Управление по радиоканалу
Этот способ – один из самых распространенных. Для него требуется установка рядом с исполнительным устройством (шлагбаум, привод ворот, подъемные цепи и др.) радиоприемника, подключенного к логическому блоку, и наличие у хозяина передатчика (брелока), позволяющего посылать сигнал на расстоянии.
Существуют многоканальные брелоки, позволяющие управлять сразу несколькими устройствами, нажимая последовательно на разные кнопки (как у нашего счастливого водителя, который сначала открыл шлагбаум, потом – ворота на участок, а затем и гараж).
ДОСТОИНСТВА:
• Большая дальность.
• Относительная дешевизна.
• Простота управления.
• Не надо выходить из автомобиля.
НЕДОСТАТКИ:
• Низкая защита от интеллектуального взлома у брелоков с фиксированным кодом (сигнал можно поймать и записать).
Управление с клавиатуры
В ассортименте компании NICE есть дистанционная радиочастотная клавиатура, не требующая подключения по кабелю (можно даже установить ее в машине). В этом случае перед заграждением устанавливается специальная кодонаборная клавиатура со встроенным ключевым устройством или без него. Для открывания прохода надо либо набрать код, либо повернуть ключ.
ДОСТОИНСТВА:
• Невысокая цена.
• Возможность использовать код или ключ на выбор.
НЕДОСТАТКИ:
• Надо выходить из машины.
• Невысокая степень защищенности.
Управление с помощью бесконтактных карт
Такое оборудование используется в Системах Управления Доступом и является одним из самых современных (и сложных). Чтобы им пользоваться, в коттеджном поселке должна быть мощная компьютеризированная служба охраны, внимательно отслеживающая окружающую обстановку. Наиболее известные фирмы-производители этой техники – MOTOROLA Corp. (США), HID Corp. (США), Tag. Master AB (Швеция) и пр. Сам процесс может выглядеть приблизительно следующим образом.
Владелец медленно подъезжает к воротам и, опустив стекло машины, подносит электронную пластиковую карточку к маленькой коробочке на выносном пилоне (около ворот). Система его опознает и открывает ворота, а на компьютерном мониторе охраны появляется соответствующий сигнал, и охранник (не вставая с места) сравнивает реальное изображение владельца, передаваемое с внешней видеокамеры, и фото из базы данных. На тот же пост охраны стекаются сигналы от охранной и пожарной сигнализации, а также результаты системы видеонаблюдения. То есть это единая мощная система безопасности всего коттеджного поселка и каждого дома в отдельности.
ДОСТОИНСТВА:
• Высокая степень секретности.
• Не надо выходить из машины.
НЕДОСТАТКИ:
• Высокая цена.
Обеспечение безопасности
Чтобы научиться управлять всей этой электроникой, не нужно заканчивать специальные курсы. Все продумано до мелочей.
Фотоэлементы безопасности предназначены для предупреждения аварийных ситуаций при попадании в область действия шлагбаума или привода машин и людей. Зона действия фотоэлементов может быть значительной – до 30 м.
Защита по току обеспечивает отключение устройства при вхождении в контакт с препятствием и служит вторым рубежом защиты, который срабатывает в случае отказа первого. Она реализуется в управляющих электронных блоках, обычно устанавливаемых в наиболее близких от ворот помещениях.
Замедление скорости движения в конечной фазе применяют некоторые производители для повышения уровня безопасности. Например, шлагбаумы компаний NICE, CAME и MARANTEC при опускании стрелы на последнем этапе резко замедляются, что обеспечивает дополнительную страховку.
Проблесковые лампы предупреждают о движении устройства. Обычно они оранжевого цвета и иногда компонуются совместно с антенной приемника радиосигнала. Крепятся обычно рядом с воротами или другим управляемым устройством.
Катафоты – еще одно визуальное средство безопасности – представляют собой специальные светоотражающие накладки на стрелу шлагбаума.
Контурные лампы обычно применяются в шлагбаумах (внутри стрелы) и включаются в момент ее движения, обеспечивая дополнительный визуальный контроль движущегося элемента в темное время суток.
Амортизирующие накладки выполняют сразу две функции – уплотнителя и демпфера на воротах и на шлагбаумах, где выступают в роли «последнего аргумента», если отказали все остальные системы.
Итак, выбор за вами. Но самое главное – у вас есть реальная возможность сделать свою жизнь немного комфортнее.